На художественном маркированном конверте изображён дворец Монплезир в ансамбле Петергофа (Петродворец, Ленинградская область). Этот небольшой дворец был возведён в первой четверти XVIII века по замыслу Петра I и стал воплощением его личного вкуса. В отличие от парадных дворцов Петергофа, Монплезир отличается камерностью и интимностью, что делает его особым символом петровской эпохи. Выбор сюжета для ХМК подчёркивает культурное наследие России, связанное с реформаторской деятельностью Петра Великого.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СПРАВКИ ОБ ОБЪЕКТЕ
Монплезир («моё удовольствие» на французском) был построен в 1714–1723 гг.
-
Автором первоначального проекта выступил французский архитектор Жан-Батист Леблон, приглашённый Петром I для работы над планировкой Петербурга.
-
Завершение строительства осуществил русский архитектор Иван Фёдорович Браунштейн, который сумел соединить западноевропейскую эстетику с отечественной традицией.
Монплезир был любимым дворцом Петра I: здесь он отдыхал, встречал послов, устраивал пиры и даже хотел завещать похоронить в нём своё сердце. Интерьеры украшены голландскими полотнами XVII века, коллекциями редкой мебели и керамики, что отражает культурные связи России с Европой.
Архитектурный стиль — петровское барокко, характеризующееся ясностью пропорций, простотой форм и особым вниманием к гармонии с окружающим ландшафтом.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
-
Дворец входит в состав музея-заповедника «Петергоф», одного из самых известных дворцово-парковых ансамблей России.
-
Петродворец стал центром культурной и туристической жизни Ленинградской области.
-
Сохранение и реставрация Монплезира в советское время отражали общее стремление к сохранению национального наследия.
-
Фотография, использованная на конверте, сделана В. Стукаловым, и передаёт строгую красоту фасада дворца в гармонии с природным окружением.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Конверт был выпущен 16 ноября 1990 года, в период позднего СССР — времени политической нестабильности и культурных переосмыслений.
-
В условиях кризиса советская филателия сохраняла ориентацию на культурные и исторические сюжеты, подчеркивая преемственность российской истории.
-
Выпуск стал частью тенденции конца 1980-х годов, когда внимание уделялось памятникам архитектуры и культурным символам, объединяющим прошлое и настоящее.
-
Включение дворца Монплезир в серию почтовой продукции было знаком уважения к эпохе Петра I и её роли в становлении российской государственности.
КОЛЛЕКЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ
ХМК интересен не только как массовый выпуск, но и как носитель культурной памяти.
-
Архитектура России — уникальный памятник петровского барокко.
-
Эпоха Петра I — дворец как личная резиденция императора.
-
Музеи СССР — объект входит в музей-заповедник «Петергоф».
-
Ленинградская область — ценный материал для региональных серий.
-
Фотография на ХМК — характерный приём оформления конца 1980-х.
-
Советская культура конца 1980-х — отражение идеологии сохранения исторической памяти.
ПАСПОРТ КОНВЕРТА
| Параметр | Данные |
|---|---|
| Дата выпуска | 16 ноября 1990 г. |
| Авторы (архитекторы) | Ж.-Б. Леблон, И. Ф. Браунштейн |
| Фотограф | В. Стукалов |
| Издатель | Министерство связи СССР |
| Изготовитель | Ряжская фабрика Гознака |
| Номинал марки | 5 копеек (эмблема почты СССР) |
| Цена | 6 копеек |
| Индекс выпуска | 91316 |
| Оформление | цветная фотография дворца Монплезир |
КОНТЕКСТНЫЕ ТАБЛИЦЫ
Персоны
| Имя | Контекст |
|---|---|
| Пётр I | Российский император, инициатор строительства дворца. |
| Жан-Батист Леблон | Французский архитектор, автор проекта Монплезира. |
| Иван Фёдорович Браунштейн | Русский архитектор, завершил строительство дворца. |
| В. Стукалов | Фотограф, автор снимка, использованного на конверте. |
География
| Географическое название | Контекст |
|---|---|
| Петродворец (Ленинградская область) | Город, где расположен дворец Монплезир. |
| Финский залив | Часть Балтийского моря, у стен дворца. |
| Ленинградская область | Регион, к которому относится музей-заповедник «Петергоф». |
Культура и символика
| Элемент | Контекст |
|---|---|
| Дворец Монплезир | Символ личного вкуса Петра I и петровского барокко. |
| Петергоф | Знаковый ансамбль, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. |
| Эмблема почты СССР | Символ советской государственной связи, изображён на встроенной марке. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ КОНВЕРТА В КОЛЛЕКЦИОННЫЕ СЕРИИ
-
Архитектурные памятники России — дворец как образец стиля петровского барокко.
-
Эпоха Петра I — важный объект, связанный с личностью императора.
-
Музеи-заповедники СССР — часть Петергофского комплекса.
-
Ленинградская область — региональная коллекция, отражающая культурные объекты области.
-
Фотография в филателии — характерный стиль оформления ХМК конца 1980-х.
-
Историческое наследие СССР — выпуск символизирует стремление к сохранению культурной преемственности.































